Ж/д станция Википедия

Железнодоро́жная ста́нция — основной объект железнодорожного транспорта, один из видов раздельных пунктов, имеющий путевое развитие, позволяющий производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов[1], операции по приёму, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по формированию и расформированию поездов и технические операции с поездами.

Описание[ | ]

Пассажиры набирают кипяток на сибирской станции, 1913 год.
Фото Ф. Нансена

Обязательными элементами станции являются:

  • Путевое хозяйство — состоит из совокупности железнодорожных путей, как правило, объединённых в парки. Как парки, так и пути в парках могут иметь определённую специализацию (например, сортировочный парк, приёмо-отправочный парк и так далее). Нумерация путей осуществляется вверх и вниз от главных (по которым, как правило, осуществляется пропуск поездов без остановки) с соблюдением чётности и нечётности нумерации. Между собой пути соединяются стрелками, которые также нумеруются с одной стороны станции чётными, а с другой нечётными номерами. На пассажирских станциях пути могут быть секционированы, что позволяет принимать на путь два короткосоставных пригородных поезда с различных сторон. В этом случае к номеру пути добавляется буква, однако с точки зрения путевого развития станции данный путь всё равно рассматривается как единое целое.

Полезная длина пути ограничивается предельными столбиками и/или светофорами. Тупиковые пути имеют с одной стороны специальный тупиковый упор и используются для служебных целей и отстоя вагонов и локомотивов.

Специализация[ | ]

Железнодорожные станции по основному назначению и характеру работы делятся на категории[2]:

ru-wiki.ru

Железнодорожная станция

Железнодорожная станция

— раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправлению, скрещению и обгону поездов, по обслуживанию пассажиров, приёму и выдаче грузов, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по расформированию и формированию ж.-д. составов и технические операции с поездами.
Начиная с 30-х гг. на железнодорожных станциях страны осуществляется механизация существующих Сортировочных горок, создаются новые сортировочные станции, реконструируются участковые станции в связи с сооружением вторых путей и введением автоматической блокировки, автоматической локомотивной сигнализации, электрической централизации стрелок и сигналов, а также ведутся работы по дальнейшему увеличению числа и полезной длины станционных путей до 720, 850 и 1050 м.
Реконструкция станций явилась одним из важнейших условий, позволивших железнодорожный транспорту успешно осуществлять сложнейшие перевозки в ходе Великой Отечеств. войны. После войны началось капитальное восстановление железнодорожного транспорта и его развитие на базе новой техники.
Вопросами рационального развития железнодорожных станций рус. инженеры занимались с начала существования железных дорог Большой вклад в науку о станциях внесли П. П. Мельников, И. Ф. Рерберг, А. Н. Горчаков, Ф. А. Галицынский, А, Н. Фролов, Л. Д. Карейша, в трудах которых был разработан ряд положений о сооружении и развитии станций: первые технического условия проектирования станций, правила расположении путей и зданий, рекомендации по сооружению сквозных путей и их специализации, организация параллельных маршрутов, вопросы пропускной способности станций, расчёт путей, стрелочных переводов и т. д. Важную роль в развитии науки о станциях сыграли труды В. Н. Образцова, П. В. Бартенева, К, А. Гибшмана, С. В. Земблинова, И. Д. Никитина, С. Г, Писарева,  и др.
Первая классификация железнодорожных станций предложена Мельниковым. На современные отечественных железных дорог в зависимости от объёма и сложности работы и наличия тех или иных технического устройств железнодорожных станций подразделяются на шесть классов. Железнодорожные станции, имеющие большой объём работы и высокий уровень технического оснащения, считаются внеклассными; за ними следуют станции I, II, III, IV и V классов. На железнодорожных станциях сосредоточены основные сооружения ж.-д. хозяйства, обеспечивающие нормальную эксплуатацию железных дорог, правильную организацию пасс, и грузового движения: пасс, устройства (вокзалы, перронные пути), грузовые устройства (склады, навалочные и контейнерные площадки, сортировочные платформы и т. п.), локомотивные депо, вагонные депо, топливные склады и др. На железнодорожных станциях имеются пути и парки путей для приёма, отправления и обработки поездов, спец. устройства для расформирования и формирования составов (вытяжные пути, сортировочные горки).
Путевое развитие станций зависит от их назначения и объёма производимых работ. Для выполнения различных операций по обработке составов и вагонов в распоряжение железнодорожных станций выделяются маневровые тепловозы, электровозы, паровозы и др., погрузочно-разгрузочные средства, необходимые инвентарь и инструмент. Для управления стрелками и сигналами и осуществления контроля за их работой, а также для передачи распоряжений железнодорожных станций оборудуются механическая, электрическое и электронными устройствами сигнализации, централизация, блокировка и связи е применением радиотехнического, телевизионных, звукозаписывающих устройств и др.
Работа железнодорожных станций на отечественных железных дорог регламентируется «Положением о железнодорожной станции», в котором определены задачи и порядок организации работы железнодорожных станций, обязанности, ответственность и права начальника станции, а также порядок содержания станционных устройств, материально-технического обеспечения и финансовой деятельности станций. Работа железнодорожных станций организуется на основе графика движения поездов, плана формирования поездов, наиболее рационального технологического процесса и эффективного использования технических средств. Порядок использования технических средств железнодорожных станций устанавливается техническо-распорядительным актом, который регламентирует безопасный и беспрепятственный приём и отправление поездов и проследование их по станции, а также безопасность внутристанционной маневровой работы. Основным принципы построения технологического процесса работы железнодорожных станций: непрерывность обработки поездов и вагонов и сокращение их простоев в ожидании последующих операций; сокращение времени, затрачиваемого на выполнение каждой операции; макс. параллельность обработки составов; взаимосвязь работников разных специальностей, участвующих в станционных операциях; диспетчерское руководство расформированием-формированием поездов.
Железнодорожные станции специализируются по характеру работы; различают промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые станции. Промежуточные станции имеют путевое развитие и устройства для обгона, скрещения и пропуска поездов, погрузки и выгрузки грузов, посадки, высадки и обслуживания пассажиров. Отд. промежуточные станции обслуживают подъездные пути промышленных предприятий Участковые станции предназначены в основные для смены локомотивов и их экипировки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов, расформирования и формирования составов сборных и участковых поездов, технического обслуживания и ремонта вагонов, а также для выполнения пасс, и грузовых операций. Обычно на участковых станциях происходит смена локомотивных бригад. Сортировочные станции служат для массового расформирования грузовых поездов, переработки транзитных и местных вагонопотоков (см. в ст.
Организация вагонопотоков
) с разных направлений и формирования поездов, идущих на большие расстояния без переработки на попутных станциях. Кроме того, здесь формируют участковые, сборные и передаточные поезда, направляющиеся на грузовые станции. Для обслуживания пассажиров и выполнения операций с пасс, поездами и составами в больших городах и крупных промышленных центрах сооружаются отдельные, обособленные от грузового движения пассажирские станции, на которых производятся продажа билетов, приём, хранение, выдача багажа и ручной клади и т. д. На пасс. железнодорожных станциях осуществляются и технического операции: приём, отправление, ремонт, санитарная обработка и экипировка пассажирских поездов. При большом объёме операций устраивают спец. техническую станцию. В остальных случаях эти операции по подготовке составов к перевозкам выполняют на путях технического парков при пасс, станциях. Для организации массовой погрузки и выгрузки грузов, а также перегрузки их с одного вида транспорта на другой или с одной ж.-д. колеи на другую в крупных промышленных и населённых пунктах устраивают грузовые станции. В зависимости от назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяются на неспециализированные (служащие для погрузки и выгрузки грузов разных видов) и специализированные (для отд. видов грузов), которые сооружаются в районах добычи полезных ископаемых и в крупных городах перед входом в промышленный район для обслуживания крупных комбинатов или непосредственно на предприятиях. Специализированные станции служат для погрузки или выгрузки к.-л. одного груза или родственных грузов, перевозимых в больших объёмах, например, угля, руды, минеральных и строит, материалов. Для перегрузки грузов из вагонов одной ж.-д. колеи в вагоны другой колеи устраивают перегрузочные станции. К числу грузовых относятся также портовые станции.
В международных сообщениях передача грузов от железных дорог одного государства на железных дорогах другого государства осуществляется через пограничные станции, которые располагаются обычно в несколько км от гос. границы в глубь каждого государства. Эти Железнодорожные станции могут быть специализированы для работы по экспорту или по импорту либо совмещать эти операции. Если в пограничном пункте сходятся железные дороги разной колеи, производится перегрузка из вагонов одной колеи в вагоны др. колеи или перестановка вагонов с тележек и колёсных пар одной колеи на тележки другой колеи, что устраняет необходимость перегрузки грузов или пересадки пассажиров. На пограничных станциях имеются спец. пути и устройства для таможенного досмотра и перегрузочных операций.
Совокупность станций, подходов к ним, соединит, и др. ветвей наз. железнодорожным узлом. Станции крупных железнодорожных узлов специализируются по характеру работы: сортировочные, пасс, и грузовые. Такая организация работы позволяет ускорить оборот вагонов и улучшить использование технических средств. Все станции, входящие в состав узла, сохраняя адм. самостоятельность, в своей работе тесно взаимосвязаны и имеют единое руководство, осуществляемое обычно отделением дороги. Технологические процессы работы каждой станции, входящей в железнодорожный узел, составляются с учётом связи её работы с работой др. станции узла и особенностей, вытекающих из взаимного расположения станций в узле, их специализации, организации внутриузловой передачи вагонов и др. условий.
Работой железнодорожных станций руководит начальник станции, который несёт ответственность за выполнение возложенных на станцию задач, организует её работу на основе наиболее рационального технологического процесса с целью наилучшего обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, контролирует правильное использование технических средств и рабочей силы; обеспечивает соблюдение правил техники безопасности и охраны труда. На сортировочных, пасс, и крупных грузовых станциях применяется диспетчерское руководство станционной работой. Станционный (маневровый) диспетчер осуществляет руководство всей оперативной работой станции. На станциях с большим объёмом грузовых операций кроме маневрового диспетчера есть диспетчер по грузовой работе, который оперативно руководит местной работой: подачей вагонов к пунктам грузовых операций и уборкой от этих пунктов, обеспечивает выполнение плана погрузки и выгрузки, сокращение простоя местных вагонов. Непосредственное руководство приёмом, отправлением и пропуском поездов, маневровыми передвижениями из одного маневрового р-на в другой, а также выездом на главные пути осуществляет дежурный по станции, который руководит всей оперативной работой на тех станциях, где нет станционного диспетчера. Организация управления оперативной работой современные крупной станции требует широкого применения различных видов связи. Система связи на каждой станции определяется особенностями её путевого развития, технического оснащения и схемой управления

lokomo.ru

Железнодорожная станция — это… Что такое Железнодорожная станция?

Железнодоро́жная ста́нция — объект железнодорожного транспорта, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов[1], операции по приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по формированию и расформированию поездов и технические операции с поездами.
В быту железнодорожной станцией может называться любой более-менее оборудованный остановочный пункт для поездов.

Описание

Обязательными элементами станции являются:

  • Путевое хозяйство — состоит из совокупности железнодорожных путей, как правило, объединённых в парки. Как парки, так и пути в парках могут иметь определённую специализацию (например, сортировочный парк, приёмо-отправочный парк и т. д.). Нумерация путей осуществляется вверх и вниз от главных (по которым, как правило, осуществляется пропуск поездов без остановки) с соблюдением чётности и нечётности нумерации. Между собой пути соединяются стрелками, которые также нумеруются с одной стороны станции чётными, а с другой нечётными номерами. На пассажирских станциях пути могут быть секционированы, что позволяет принимать на путь два короткосоставных пригородных поезда с различных сторон. В этом случае к номеру пути добавляется буква, однако с точки зрения путевого развития станции данный путь всё равно рассматривается как единое целое.

Полезная длина пути ограничивается предельными столбиками и/или светофорами. Тупиковые пути имеют с одной стороны специальный тупиковый упор и используются для служебных целей и отстоя вагонов и локомотивов.

Специализация

Железнодорожные станции по основному характеру работы могут быть отнесены к категориям: пассажирская, грузовая, техническая и промежуточная.

  1. Пассажирская железнодорожная станция предназначена для осуществления операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов
  2. Грузовая железнодорожная станция предназначена для выполнения грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами.
  3. Техническая железнодорожная станция предназначена для выполнения технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения. К техническим станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. В зависимости от выполняемых технических операций с грузовыми вагонами, составами или поездами технические железнодорожные станции подразделяются на: сортировочные, участковые, предпортовые.
    • Сортировочная станция — раздельный пункт, предназначенный для массовой переработки вагонов и формирования составов.[2]
    • Участковая станция — раздельный пункт, предназначенный для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей.[3] Пункт смены локомотивов и локомотивных бригад.
    • Предпортовая железнодорожная станция служит для накопления вагонов для обслуживания морского порта. На них осуществляется работы по подборке вагонов для судовых партий, приёму, расформированию и формированию поездов.
  4. Промежуточная станция предназначена в основном для выполнения технических операций по приёму, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов, маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам.
  5. Межгосударственная передаточная станция имеет необходимое путевое развитие, технические обустройства и персонал, обеспечивающие работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с выполнением видов государственного контроля. На них оформляются передаточные ведомости и формируются необходимые сообщения в ИВЦ дороги для ведения учёта передачи и номерного наличия вагонного парка.
  6. Узловая станция — промежуточная станция, участковая станция или сортировочная станция, к которой примыкает не менее трёх железнодорожных направлений.[4]

Станция стыкования — раздельный пункт, соединяющий направления, электрифицированные разными родами тока. В секции контактной сети таких станций можно подавать ток любой системы с помощью переключателей.

Для определения размера бюджетных расходов железнодорожной станции, в том числе по фонду заработной платы, в зависимости от объёма и сложности грузовых, пассажирских и технических операций все железнодорожные станции подразделяются на шесть классов: внеклассные и I, II, III, IV, V классов.

Фотографии

См. также

Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 9. Динамика атмосферы — железнодорожный узел. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт.
  2. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 401
  3. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 481
  4. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 475

dic.academic.ru

Ж/д станция Вики

Железнодоро́жная ста́нция — основной объект железнодорожного транспорта, один из видов раздельных пунктов, имеющий путевое развитие, позволяющий производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов[1], операции по приёму, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по формированию и расформированию поездов и технические операции с поездами.

Описание[ | код]

Пассажиры набирают кипяток на сибирской станции, 1913 год.
Фото Ф. Нансена

Обязательными элементами станции являются:

  • Путевое хозяйство — состоит из совокупности железнодорожных путей, как правило, объединённых в парки. Как парки, так и пути в парках могут иметь определённую специализацию (например, сортировочный парк, приёмо-отправочный парк и так далее). Нумерация путей осуществляется вверх и вниз от главных (по которым, как правило, осуществляется пропуск поездов без остановки) с соблюдением чётности и нечётности нумерации. Между собой пути соединяются стрелками, которые также нумеруются с одной стороны станции чётными, а с другой нечётными номерами. На пассажирских станциях пути могут быть секционированы, что позволяет принимать на путь два короткосоставных пригородных поезда с различных сторон. В этом случае к номеру пути добавляется буква, однако с точки зрения путевого развития станции данный путь всё равно рассматривается как единое целое.

Полезная длина пути ограничивается предельными столбиками и/или светофорами. Тупиковые пути имеют с одной стороны специальный тупиковый упор и используются для служебных целей и отстоя вагонов и локомотивов.

Специализация[ | код]

Железнодорожные станции по основному назначению и характеру работы делятся на категории[2]:

  1. Пассажирские станции предназначены для осуществления операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов, в том числе операции с багажом, билетами, почтой. Строятся обычно в крупных населённых пунктах с большим транзитным, местным или пригородным пассажирским движением.
    • Собственно пассажирские связаны только с обслуживанием пассажиров.
    • Пассажирские технические предназначены для технической обработки, переформирования, экипировки и подготовки пассажирских составов в рейс.
  2. Грузовые станции предназначены для выполнения грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами. Строятся в крупных промышленных и административных центрах, в пунктах расположения морских и речных портов, в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. Кроме погрузки и выгрузки, обрабатывают поступающие составы и формируют отправительские маршруты. Грузовые станции в зависимости от рода перерабатываемого груза и места расположения делятся на обычные грузовые, предназначенные для переработки разных грузов, наливные, углепогрузочные, портовые и др. К грузовым станциям общего пользования примыкают подъездные пути промышленных предприятий. Многие грузовые станции, расположенные в населенных пунктах, осуществляют также и пассажирские операции для чего, обычно, имеют отдельные приемо-отправочные пути и пассажирские здания, которые в крупных населенных пунктах являются полноценными вокзалами.
  3. Технические станции предназначены для выполнения технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения. К техническим станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. В зависимости от выполняемых технических операций с грузовыми вагонами, составами или поездами технические железнодорожные станции подразделяются на сортировочные, участковые и предпортовые.
    • Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов и формирования—расформирования составов.[3]. Находятся в пунктах массового зарождения или погашения вагонопотока, в пунктах слияния или пересечения железнодорожных линий, в крупных транзитных узлах. Кроме того, на них происходит обработка транзитных поездов; пассажирские и грузовые операции выполняются в небольшом объёме, обычно они выносятся на специальные грузовые и пассажирские станции, если такие имеются в узле. На сортировочных станциях имеется несколько специализированных парков,а на самых крупных —парки объединяют в так наз.систему чётного и нечётного направления,каждое из которых обрабатывает вагонопотоки только своего направления;ПТОВ, ПТОЛ, депо, СТЦ, информационные центры (ИЦ) и пр.
    • Участковые станции предназначены для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей.[4] Сортировочная работа обычно небольшая и сводится в основном к расформированию – формированию местных поездов (сборных, участковых, вывозных). Расстояние между участковыми станциями обусловлено сменой локомотивов и локомотивных бригад. Так как непосредственно в пути бригада должна находиться в течение 5 часов, то станции располагаются на расстоянии 150—300 км друг от друга. На участковых станциях имеются обычно 2—3 парка, устройства для экипировки локомотивов и пункт технического обслуживания вагонов (ПТОЛ и ПТОВ), основные или оборотные депо локомотивов, часто вагонные депо, станционные технологические центры (СТЦ) и товарные конторы и пр.
    • Предпортовые станции служат для накопления вагонов для обслуживания морского порта. На них осуществляется работы по подборке вагонов для судовых партий, приёму, расформированию и формированию поездов.
  4. Промежуточные станции предназначены в основном для выполнения технических операций по приёму, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и багажа, маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам. Это самый распространенный вид станции, их устраивают на всех линиях железных дорог, располагаются обычно между участковыми станциями на расстоянии 15—20 км друг от друга.

Параллельно с вышеприведённой классификацией, станции могут быть следующих типов:

  • Межгосударственная передаточная станция имеет необходимое путевое развитие, технические обустройства и персонал, обеспечивающие работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с выполнением видов государственного контроля. На них оформляются передаточные ведомости и формируются необходимые сообщения в ИВЦ дороги для ведения учёта передачи и номерного наличия вагонного парка.
  • Узловая станция — промежуточная станция, участковая станция или сортировочная станция, к которой примыкает не менее трёх железнодорожных направлений.[5] Если несколько соединяющихся на одной станции линий идут совместно до следующего узла или сортировочной станции по самостоятельным или общим путям, то такая станция называется предузловой.
  • Станция стыкования — раздельный пункт, соединяющий направления, электрифицированные разными родами тока. В секции контактной сети таких станций можно подавать ток любой системы с помощью переключателей.
  • Станции, расположенные на границах (стыках) железных дорог, называют стыковыми междудорожными, на границах отделений — стыковыми внутридорожными.

Для определения размера бюджетных расходов железнодорожной станции, в том числе по фонду заработной платы, в зависимости от объёма и сложности грузовых, пассажирских и технических операций все железнодорожные станции подразделяются на шесть классов: внеклассные и I, II, III, IV, V классов. К внеклассным относится большинство сортировочных и наиболее крупные грузовые и пассажирские станции. Участковые станции относятся в основном к I и II, грузовые и пассажирские – к I, промежуточные — к III—V классам.

Устаревшие термины[ | код]

  • Полустанция (простореч. полустанок) — раздельный пункт, имеющий путевое развитие и пассажирские устройства (платформы, здания), однако, не являющийся тарифным пунктом.
  • Телеграфный пост — раздельный пункт, имеющий путевое развитие, без пассажирских устройств.[6]

Фотографии[ | код]

Дежурный по железнодорожной станции[ | код]

Дежурный по станции — это сменный помощник начальника железнодорожной станции, который единолично распоряжается приёмом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями на станции, дежурный по станции имеет высокий статус командира на станции, ему предоставлены высокие права и обязанности по руководству движения поездов на станции, его приказы и распоряжения подлежат беспрекословному выполнению. На абсолютно каждой станции обязательно имеется дежурный по станции, без него станция не могла бы полноценно функционировать, дежурный по станции является — первым лицом станции, он осуществляет её основные ветви направленности: приём, отправление и пропуск поездов, в его руках сконценрировано полное руководство станции, а также координация работников станции. Дежурный по станции (ДСП) — это единственный высокопоставленный руководитель на станции, которому даны высокие полномочия, в процессе своего дежурства, он лично несёт высокую ответственность за подчинённых работников, а также за техническое состояние станции, лично обеспечивает безопасность движения поездов. Дежурный по железнодорожной станции — является сменным главой станции, её высшем должностным лицом, имеющим большие права и обязанности в области руководства движением поездов. Дежурный по станции в процессе своего дежурства является главным работником на станции, который должен контролировать все процессы на станции связанные с движением поездов, только он обладает высоким служебным статусом, который позволяет ему руководить почти всеми работниками на станции за исключением начальника железнодорожной станции, у дежурного по станции в подчинении находится : локомотивные бригады, работники путевой части, работники дистанции пути и службы автоматики, телемеханики и связи, ДСП руководит, контролирует и координирует все эти службы для того, чтобы на высоком уровне обеспечить безопасность движения поездов.

Пульт-управления станции[ | код]

Пульт-управления построен на основе устройств сигнализации, централизации и блокировки. Данный пульт позволяет дежурному по станции производить такие операции как: приём, отправление, пропуск и скрещения поездов, а также управлять маневровыми передвижениями. Пульт-управления станции достаточно сложный прибор управления сигналами и стрелками на станции. Пульт находится на посту электрической централизации, в помещении дежурного по станции. Законный доступ к эксплуатации пульта-управления станции имеет исключительно только дежурный по станции или студент проходящий какую-либо практику именно дежурным по станции в сопрождении опытного действующего дежурного по станции.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 9. Динамика атмосферы — железнодорожный узел. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт.
  2. ↑ Организация работы станций
  3. ↑ Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 401
  4. ↑ Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 481
  5. ↑ Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 475
  6. ↑ Полустанция. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников
Уровень 1
Уровень 2
Уровень 3
Уровень 4
Уровень 5
Уровень 6
  • номера (№) дома, корпуса, строения, иногда с добавлением литер (A),(Б)(В)(Д), иногда № квартиры или № абонентского ящика, офиса, телефона/факса (№ д., кв., лит., строй., помещ., оф., тел/факс, нмр. абон.)
  • дом офицерского состава \ номер войсковой части (ДОС. № В/Ч.), № почтового индекса (№ пчт. инд.)

ru.wikibedia.ru

Станции, начинающиеся с буквы А

N.B! Сайт RailWagonLocation.com не имеет никакого отношения к станциям в этом списке!

Абагур-Лесной, ЗСИГрузовая станцияЗападно-Сибирская
Абагуровский, ЗСИЗападно-Сибирская
Абадан, УЗБСтанцияУзбекистанские
Абадзехская, СКАГрузовая станцияСеверо-Кавказская
Абаевский, СВЕСвердловская
Абаза, КРАГрузовая станцияКрасноярская
Абаза (экс.), КРАПогранпереход
Перевалка на реку и экспорт
Грузовая станция
Международный экспорт
Красноярская
Абазинка, СКАГрузовая станцияСеверо-Кавказская
Абазовка, ЮЖНЮжная
Абаил, КЗХКазахстанские
Абай, КЗХКазахстанские
Абакан, КРАГрузовая станцияКрасноярская
Абакан (перев.), КРАПеревалка на реку
Грузовая станция
Красноярская
Абаклия, МОЛГрузовая станцияМолдавская
Абакумовка (рзд), КРАГрузовая станцияКрасноярская
Абалаково, КРАГрузовая станцияКрасноярская
Абамеликово, ОДГрузовая станцияОдесская
Абаша, ГРУГрузинская
Абганерово, ПРИГрузовая станцияПриволжская
Абдулино, КБШГрузовая станцияКуйбышевская
Абинская, СКАГрузовая станцияСеверо-Кавказская
Аблык, УЗБГрузовая станцияУзбекистанские
Абово, ОКТОктябрьская
Абовян, АРМГрузовая станцияЮжно-Кавказская
Абрамовка, ЮВОГрузовая станцияЮго-Восточная

www.railwagonlocation.com

карта. Железнодорожные станции и узлы

Железнодорожные станции и узлы представляют собой комплексные технологические объекты. Эти элементы составляют единую путевую сеть. Далее в статье подробнее рассмотрим эти понятия.

Ж/Д станции

Эти элементы транспортной сети представляют собой объекты, оснащенные специальными устройствами, которые обеспечивают прием и отправку поездов, выполнение их обгона и скрещения. Кроме того, железнодорожная станция позволяет выдавать и получать грузы, а также обслуживать пассажиров. Развитые путевые устройства обеспечивают формирование и разборку составов поездов, выполняют их техническое обслуживание. В зависимости от того, какой объем и характер работ проводится, железнодорожная станция может иметь один из пяти классов или быть внеклассной. Принадлежность к той или иной категории определяется в соответствии с оценкой работы объекта в баллах.

Назначение

Железнодорожная станция – это основная производственно-хозяйственная единица путевой сети. На этих объектах осуществляются конечные и начальные операции, составляющие перевозочный процесс, а также деятельность по обеспечению движения составов. Порядка 75% времени вагонного оборота тратится на станции. Работа объекта организуется в соответствии с графиком движения поездных составов, плана их формирования, эффективного применения технического оснащения и технологического процесса. Порядок использования средств регулируется особым распорядительным актом. На его основании осуществляется контроль безопасного и беспрепятственного отправления и приема составов, проследования поездов по станции, а также эффективность и рациональность внутренних маневровых работ.

Деятельность объекта

Основными принципами, в соответствии с которыми работает железнодорожная станция, являются:

  1. Непрерывность обработки вагонов и составов, сокращение простоев в процессе ожидания предстоящих операций.
  2. Уменьшение времени, которое тратится на исполнение каждого этапа работ.
  3. Максимальная параллельность при обработке поездов.
  4. Взаимодействие различных специалистов, принимающих участие в осуществлении станционных операций.
  5. Руководство диспетчера при формировании и разборе составов.

Классификация путей

Станционная линия в границах станций может быть:

  1. Главной.
  2. Приемо-отправочной.
  3. Погрузочно-выгрузочной.
  4. Сортировочной.
  5. Деповской (вагонного и локомотивного хозяйства).
  6. Вытяжной.
  7. Соединительной.

Последняя ведет к топливным базам, складам, контейнерным и очистным пунктам, сортировочным и ремонтным платформам. Существуют также прочие пути, назначение которых устанавливается в зависимости от исполняемых там операций. Специальные линии предназначены для обслуживания определенных организаций и предприятий, которые связаны с общей ж/д магистралью непрерывным рельсовым полотном. Деятельность этих путей распространяется и на предохранительные тупики. Они, в свою очередь, служат для предупреждения выхода подвижных составов на маршруты следования поездов. Специальные линии обслуживают также улавливающие тупики, которые предназначены для остановки поездов либо их частей, потерявших управление в процессе движения по затяжному спуску. Те пути, которые выполняют одни функции, объединяют в парки приема, отправления, сортировки поездов и прочего. Главные линии нумеруются при помощи римских, станционные – арабских цифр.

Железнодорожные узлы

Эти объекты являются комплексными. Они представляют собой сеть железнодорожных станций, подъездных, обходных и соединительных линий, постов на пунктах примыкания. В их структуру также включаются комплексы путепроводных развязок путей между собой и с автодорогами и городскими магистралями. В составе объекта присутствует станция (железнодорожная), вокзал, депо и прочие элементы.

Классификация

В зависимости от взаимного расположения подходов и станций железнодорожные узлы могут относиться к тому или другому типу. Характеристика осуществляется на основании специальных схем. Так, железнодорожный узел может быть с одной станцией. В этом случае она сооружается при небольшом количестве сходящихся путей. Узлы могут включать в себя станции, расположенные параллельно либо последовательно. Существует еще несколько типов комплексных объектов. Железнодорожные узлы могут включать в себя станции, расположенные крестообразно. В этом случае имеет место пересечение существующей линии под углом. Узел такого типа сооружается при незначительном объеме переработки и не требует обустройства сортировочной станции. Существует и треугольный тип объекта. Такой узел сооружается в случае наличия значительной корреспонденции поездных потоков между всеми направлениями, сходящимися в нем. К прочим типам относят радиальные, кольцевые, тупиковые, комбинированные и полукольцевые.

Обработка составов

Работа станции определяется в соответствии с технологическим процессом. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность на объекте, является особый распорядительный акт. В России он составляется с учетом ПТЭ РЖД. Карта объекта является неотъемлемой частью акта. Технологический процесс позволяет установить наиболее рациональный порядок и длительность исполнения операций с вагонами и составами разных категорий. При этом предусматривается научная организация работы и управления, формирование комплексных путевых бригад. Благодаря комплексу мероприятий обеспечивается высокая культура обслуживания пассажирских перевозок, приема и отправки грузов, а также исполнение плановых задач по переработке вагонов.

Технологический процесс. Порядок организации

Технологический процесс составляется для участковых, сортировочных, грузовых и пассажирских путевых станций. Грамотная организация деятельности способствует повышению производительности труда, сохранности транспортируемых грузов и самих подвижных составов. Кроме того, обеспечивается безопасность при маневровых работах и движении поездов, а также снижение себестоимости вагонной переработки. Технологический процесс разрабатывается инженерными сотрудниками станции совместно с персоналом вагонного и локомотивного депо, связи и сигнализации, дистанции пути. В составлении участвуют специалисты участка энергоснабжения, погрузочных и разгрузочных работ. Организация процесса осуществляется при взаимодействии с сотрудниками технологической группы, дорожного конструкторского бюро. При составлении документации учитываются особенности и условия работы каждой конкретной станции.

Техническо-распорядительный акт

Порядок, который устанавливается этим документом, является обязательным для исполнения сотрудниками всех служб. Распорядительный акт включает в себя общие сведения об объекте, приеме и отправке составов, формировании маневровых работ, информацию о технике безопасности. В приложении, как в обязательной составляющей документа, содержится карта железнодорожных станций, ведомости, схемы, инструкции и прочие данные, которые относятся к организации рациональной деятельности всех служб. В помещениях, где находятся дежурные, маневровые диспетчеры, осмотрщики вагонов, в стрелочных постах вывешиваются выписки из распорядительного акта.

fb.ru

Железнодорожная станция — это… Что такое Железнодорожная станция?

        основное эксплуатационное предприятие ж.-д. транспорта, имеющее путевое развитие, устройства и сооружения для организации перевозок пассажиров и грузов. На Ж. с. производят приём, отправление поездов, обслуживание пассажиров, приём, погрузку, выгрузку и выдачу грузов и багажа, а при развитых путевых устройствах — формирование, расформировывание и обработку поездов. В СССР к началу 70-х гг. было около 11 тыс. Ж. с., включая разъезды и обгонные пункты.

         В зависимости от характера работы Ж. с. делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские, а по объёму и сложности работы — на внеклассные (с большим объёмом работы и высоким уровнем технического оснащения) и Ж. с. 1—5-го классов. К сооружениям и устройствам Ж. с. относятся: пути и стрелочные переводы, вокзалы и служебно-технические здания, пассажирские и грузовые железнодорожные платформы (См. Железнодорожная платформа), пешеходные мосты; склады, погрузочно-разгрузочные площадки, средства механизации работ и технические средства для коммерческой работы, обслуживания пассажиров и выполнения операций с багажом; оборудование сортировочных горок; устройства станционной сигнализации, централизации и блокировки; различные виды связи; линии электроосвещения и др. Ж. с. обычно сооружают на горизонтальной площадке и на прямом участке пути. В отдельных случаях допускается их расположение на уклоне, но не более 0,0015. Ж.-д. пути на станциях подразделяются на станционные и специального назначения (см. Железнодорожный путь). Ж. с., расположенные в местах пересечения или соединения 2 или более ж.-д. линий, вместе с их соединительными ветвями образуют Железнодорожный узел.

         Для крупных станций разрабатываются технологические процессы по выполнению всех работ в минимальные сроки на основе НОТ с использованием передовых приёмов и при максимальном использовании технических средств. Работа на Ж. с. строится в соответствии с «Положением о ж.-д. станции».

         Лит.: Добросельский К. М., Манёвры на железнодорожных станциях, 2 изд., М., 1961; Технология работы участковых и сортировочных станций. М., 1966; Савченко И. Е., Земблинов С. В., Страковский И. И., Железнодорожные станции и узлы, 2 изд., М., 1967.

         К. М. Добросельский.

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о